В статье описаны требования к методам испытаний дорожных ограждений и их сертификации, этапы процедур испытаний и сертификации ограждений, а также методики и оборудование, применяемое для этого.
Стандарты, регулирующие испытания и сертификацию дорожных ограждений в России:
- ГОСТ 31970-2012 «Технические средства организации дорожного движения. Методы испытаний дорожных ограждений»;
- ГОСТ 31994-2013 «Технические средства организации дорожного движения. Ограждения дорожные удерживающие боковые для автомобилей. Общие технические требования»;
- ГОСТ 33127-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Ограждения дорожные. Классификация»;
- ГОСТ 33128-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Ограждения дорожные. Технические требования»;
- ГОСТ 33129 «Дороги автомобильные общего пользования. Ограждения дорожные. Методы испытаний»;
- ГОСТ Р 58351-2019 «Дороги автомобильные общего пользования. Ограждения дорожные фронтальные, удерживающие боковые комбинированные и удерживающие пешеходные. Общие технические требования. Методы испытаний и контроля. Правила применения»;
- Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог».
Важно учесть, что сертификаты требуются не только для дорожных знаков, но и на стойки дорожных знаков (опоры).
Этапы процедуры испытаний дорожных ограждений:
- Краш-тесты (испытания на удар). В них транспортное средство, например, легковой автомобиль или грузовик, сталкивается с ограждением при определенной скорости и под определенным углом. Измеряются параметры удара, такие как сила удара, угол удара и точка контакта. После чего анализируется степень повреждения ограждения и транспортного средства, а также эффективность удержания автомобиля на дороге;
- Оценка динамических характеристик. Оценка определяет максимальное отклонение ограждения при ударе. Оцениваются энергопоглощающие свойства ограждения и его способность минимизировать повреждения транспортного средства;
- Испытания на климатическую стойкость. С их помощью проверяется устойчивость материалов ограждения к воздействию различных климатических факторов, например, коррозии, ультрафиолетового излучения, температурных колебаний. Проводятся испытания на прочность и долговечность материалов в условиях длительной эксплуатации;
- Анализ поведения транспортного средства после удара. Изучается траектория движения транспортного средства после столкновения с ограждением. Оценивается риск опрокидывания или выхода автомобиля за пределы дороги;
- Виртуальные испытания дорожных ограждений. Такие испытания проводятся на добровольной основе с использованием метода конечных элементов, который позволяет моделировать взаимодействие транспортного средства с ограждением. Это помогает определить потребительские характеристики ограждений, такие как индекс тяжести травмирования и удерживающая способность. Для проведения виртуальных испытаний используются программы, например LS-DYNA, которые поогают анализировать высоко нелинейные и быстротекущие процессы в задачах механики. Для виртуальных испытаний нужны данные о материалах, геометрии деталей ограждений, крепежных элементах и требованиях к установке ограждений на автомобильных дорогах или испытательных площадках.
Методики испытаний дорожных ограждений:
- Натурные испытания дорожных ограждений проводятся на испытательной площадке, которая представляет собой комплекс сооружений и оборудования. Конструкция ограждения устанавливается на этой площадке, и ее испытывают, имитируя реальные дорожные условия. Силовое воздействие на ограждение оказывает настоящий автомобиль, разгоняемый для удара в ограждение с определенной энергией взаимодействия;
- Стендовые испытания проводятся на специальном стенде, который позволяет прикладывать к испытуемому изделию (элементу или фрагменту ограждения) статическую или ударную нагрузку. Элементы конструкций ограждений подвергаются испытаниям для определения их динамического прогиба и прочности.
Оборудование, необходимое для проведения испытаний дорожных ограждений:
- Стенды для статических и ударных испытаний элементов ограждений;
- Оборудование для регистрации параметров испытаний (динамометры, акселерометры, датчики деформации и др.);
- Транспортные средства для натурных испытаний (испытательные автомобили, тракторы и т. д.);
- Испытательные площадки с оборудованием для монтажа ограждений, разгона транспортных средств и регистрации параметров испытаний.
По результатам испытаний оформляются протоколы и акты, которые содержат информацию о проведенных испытаниях, полученных результатах и выводах о соответствии дорожных ограждений требованиям безопасности и стандартам качества.
Сертификация дорожных ограждений в России
Сертификация дорожных ограждений в России проводится в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 014/2011, который устанавливает требования к безопасности строительных материалов и конструкций, используемых в автодорожном строительстве.
Сертификация дорожных ограждений проводится по схемам, предназначенным для серийного производства и поставок продукции отдельными партиями.
Во время сертификации проверяются следующие показатели:
- Прочность;
- Надежность;
- Устойчивость конструкции;
- Несущая способность изделий;
- Динамическое отклонение;
- Рабочая ширина;
- Уровень удержания;
- Травматичность;
- Сохранность характеристик в течение всего срока эксплуатации;
- Отсутствие дефектов и повреждений на поверхности;
- Соответствие материалов требованиям регламента и проектной документации;
- Устойчивость к коррозии и другие характеристики.
По результатам сертификации выдается протокол испытаний, а в случае положительного результата — сертификат соответствия.
Испытания и сертификация дорожных ограждений в России регулируются комплексом стандартов и нормативных актов. Эти документы устанавливают требования к качеству, прочности и надежности ограждений, а также определяют процедуры их испытаний и сертификации. Соблюдение данных норм способствует поддержанию высокого уровня безопасности на дорогах.
Компания «НПО РОСС» предлагает купить дорожные ограждения в Москве с доставкой по всей России.